Центральный банк рф входит в структуру. Организационная структура центрального банка рф

Главная / Ценные бумаги

Структура Центрального банка РФ представляет собой единую вертикальную систему, включающую в себя несколько важнейших звеньев. Которые, собственно, и образуют важнейшую в государстве финансовую организацию.

Если выстраивать по убыванию, то выглядит схема так - национальный банковский совет, председатель ЦБ РФ, совет директоров, центральный аппарат. Разумеется, это не всё. Последнее «звено» включает в себя различные организации, а также главные управления и национальные банки. К ним относятся ещё расчётно-кассовые центры - как главные (ГРКЦ), так и второстепенные (РКЦ). Такая схема. А теперь - о каждом звене в подробностях.

Это вершина организационной структуры Центрального банка РФ. В него входит 12 человек. Вот как определяется состав НБС:

  • Два участника назначаются Советом Федерации из числа сенаторов.
  • Троих назначает президент страны.
  • Ещё трое выбираются Государственной думой из числа депутатов.
  • Также троих назначает правительство.
  • 12-й является председателем ЦБ РФ.

Что касательно назначения главы, руководителя Банка? Председателя ЦБ РФ избирают члены Национального банковского совета. Какой кандидат наберёт большее количество голосов, тот и занимает должность.

Компетенция НБС

Её обязательно стоит затронуть вниманием, рассказывая про структуру и функции Центрального банка РФ. Вот лишь некоторые задачи, решением которых занимается НБС:

  • Рассмотрение годового отчёта ЦБ.
  • Совершенствование российской банковской системы.
  • Развитие основных направлений денежно-кредитной политики.
  • Участие ЦБ РФ в капиталах кредитных организаций.
  • Осуществление банковского надзора и регулирования.
  • Организация системы расчётов в России.
  • Реализация валютного контроля и регулирования.

Важно упомянуть, что участники НБС не получают вознаграждения за осуществляемую деятельность, так как не являются сотрудниками ЦБ РФ. Исключение составляет лишь председатель.

Глава ЦБ РФ

Нельзя не уделить немного внимания и председателю столь значимого финансового предприятия, рассматривая структуру управления Центрального банка РФ.

На данный момент руководителем является заслуженный экономист России - Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. С 24 июня 2013 года она занимает должность председателя ЦБ РФ.

Эльвира Сахипзадовна стала первой женщиной, назначенной на этот пост среди стран Большой восьмёрки. Более того, 24 июня 2017 года, совсем недавно, её срок вышел. Но ещё весной, 22 марта, Владимир Владимирович Путин снова представил кандидатуру Э. С. Набиуллиной на новый срок.

Председатель имеет право:

  • Действовать от имени ЦБ РФ, представлять его интересы в отношениях с другими органами гос.власти, международными и прочими организациями без доверенности.
  • Выступать в качестве руководителя на заседаниях совета директоров ЦБ.
  • Подписывать нормативные акты, соглашения, протоколы ЦБ.
  • Назначать/увольнять заместителей, распределять обязанности между ними, наделять своими полномочиями.
  • Давать указания и подписывать приказы.

Разумеется, председатель несёт ответственность за деятельность ЦБ РФ и реализацию им всех функций в соответствии с законом.

В структуре Центрального банка РФ он занимает немаловажное место. Не удивительно, ведь совет директоров является высшим исполнительным органом данной организации. Он отвечает за реализацию всех целей и задач Банка. Вот лишь некоторые вопросы, по которым совет принимает решения:

  • Ликвидация и создание организаций/учреждений ЦБ РФ.
  • Изменение процентных ставок.
  • Участие в капиталах тех организаций, которые обеспечивают деятельность ЦБ РФ;
  • Установление лимитов операций на открытом рынке.
  • Утверждение обязательных нормативов для кредитных организаций (исключительно в соответствии с ФЗ «О Центральном банке»).
  • Выпуск новых банкнот и изъятие из обращения устаревших.

Также следует отметить, что именно совет директоров утверждает внутреннюю структуру Центрального банка РФ, положения о его подразделениях, уставах и т. д.

Центральный аппарат

Это - главное звено, созданное для исполнения функций организации, находящееся под руководством совета директоров Центрального банка РФ. Входит в структуру аппарата 39 подразделений. Вот некоторые из них:

  • Секретариат председателя.
  • Аппарат ЦБ.
  • Сводный экономический департамент.
  • Центральный каталог кредитных историй.
  • Главная инспекция ЦБ.
  • Юридический департамент.
  • Главное управление безопасности и защиты информации.

Кроме этого, (и ещё 32 других подразделений), к центральному аппарату относится ещё несколько «звеньев» столь влиятельной и масштабной структуры. Это хранилище, операционное управление, вычислительный центр, научно-исследовательский институт банков, технический и учебные центры, хозяйственно-эксплуатационное управление, а также редакция информационного издания под названием «Деньги и кредит».

Территориальные учреждения

Они относятся ко второму уровню структуры главного Банка страны. У них нет статуса юрлица, поскольку свою деятельность данные учреждения осуществляют по доверенности - от имени ЦБ.

Права их, разумеется, ограничены. Территориальные учреждения не могут принимать решения нормативного характера, или же выдавать векселя/поручительства/гарантии, если только это не будет рассмотрено и одобрено советом директоров.

Таким образом, они лишь выполняют часть функций ЦБ в регионах. Их основная задача - обеспечить единство федеральной политики в сфере финансовых и кредитных отношений, а также контролировать деятельность, осуществляемую коммерческими банками.

Расчетно-кассовые центры

Они входят в состав пресловутых территориальных учреждений. Принято различать районные, межрайонные и головные центры. Их задача - осуществлять межбанковские расчёты и платежи. Также они обслуживают счета Министерства финансов страны, внебюджетных фондов, органов федерального казначейства, и иных структур/лиц (но лишь в тех случаях, которые предусмотрены ФЗ).

Как уже было сказано в начале, есть ещё головные центры. Они выполняют все названные функции, но ещё вдобавок в их обязательства включены расчёты по итогам проведённых на ОРЦБ (организованный рынок ценных бумаг) операций.

К слову, ещё есть так называемые полевые учреждения. В схеме структуры ЦБ это - низшее звено, третий уровень. Но у них своя, отдельная функция, и заключается она в обслуживании учреждений Министерства обороны и воинских частей. Это, кстати, наделяет их особым статусом. Такие учреждения считаются военными, и комплектуются военнослужащими.

Статус организации

Нельзя не сказать пару слов и о нём, рассматривая структуру Центрального банка РФ. С одной стороны, данная организация - юр.лицо и объект гражданско-правовых сделок. Но с другой она также является госорганом, который наделён внушительным перечнем полномочий, часть из которых была перечислена выше.

Более того, ЦБ выполняет целый ряд контрольных и надзорных функций. Важно отметить, что начиная с 2013 года, данная организация регулирует не только банковский сектор, но и все финансовые рынки нашего государства в принципе. Из этого следует, что ЦБ РФ - это мегарегулятор, отвечающий за выполнение многих задач. Одной из важнейших является разработка антикризисных планов, а также программы, посредством которой будет реструктурирован финансовый сектор, если наступит кризис.

Изучая структуру Центрального банка РФ, полномочия его подразделений и прочие нюансы данной темы, стоит оговориться, что несмотря на свою масштабность и значимость, данная организация не относится к федеральным органам гос.власти. Ещё у неё нет полномочий, касающихся распоряжения своим имуществом. Также следует знать, что у органов госвласти и самоуправления нет права каким-либо образом вмешиваться в осуществляемую ЦБ деятельность. Она контролируется непосредственно Госдумой и президентом.

ЦБ - банк банков

Данный термин, как бы он ни звучал, имеет место быть. И его обязательно нужно рассмотреть, обсуждая структуру Центрального банка РФ и его органов управления.

На самом деле всё просто. Каждый банк второго уровня имеет в ЦБ персональный корреспондентский счёт. Какие это предприятия? Проще говоря - все, за исключением крупнейших кредитных организаций, к которым относится Сбербанк, Газпром, ВТБ 24 и т. д.

Так вот, именно через эти счета ЦБ и производит все расчетные операции между другими банками. Если есть остаток, то его списывают в кассовый резерв.

Но это ещё не всё. Также ЦБ постоянно кредитует коммерческие банки. Если у той или иной организации наблюдается недостаток финансов, и её руководство не имеет возможности привлечь ресурсы из каких-либо иных источников, то главный Банк страны ей посодействует. Таким образом, ЦБ - это ещё и кредитор в последней инстанции.

Другие функции

Как можно судить по схеме, структура Центрального банка РФ довольно «компактна». Но если расписать её подробно, включив все звенья, то получится не одна сотня «ветвей». Особенно многообразны функции данной организации. Все перечислить невозможно, но вот ещё несколько затронуть вниманием стоит. В частности - функцию банка правительства.

ЦБ обслуживает государство. Это говорит о нескольких вещах сразу. Во-первых, данная организация занимается проведением операций, касающихся кассового исполнения бюджета. Иначе говоря, ЦБ ведёт счета правительства. Кроме этого, Банк управляет государственным долгом. ЦБ - это та организация, которая от имени правительства хранит важнейшие резервы нашей страны - золотовалютные.

Не менее важная функция, о которой уже ранее говорилось - поддержание стабильности во всероссийской банковской системе. ЦБ, помимо перечисленного, защищает интересы своих кредиторов и вкладчиков, способствует снижению инфляции, уменьшению уровня безработицы и выравниванию платёжного баланса.

Но самой главной задачей Банка считается всё-таки обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля.

Об образовании

Напоследок - информация для тех людей, которые в перспективе хотели бы связать свою деятельность с обсуждаемой сферой, и сейчас знакомятся со структурой и функциями Центрального банка РФ. ФГОС постановил - каждый человек, намеревающийся работать в данной области, должен отучиться по специальности «Банковское дело» (38.02.07). Именно в её рамках возможно научиться проводить анализ всех экономических процессов и явлений по главным направлениям деятельности ЦБ, а также досконально изучить все аспекты, её касающиеся. В каждом достойном вузе под это отведено несколько дисциплин, одна из которых, к слову, так и называется - «Структура и функции ЦБ РФ».

17. Система ЦБ РФ, принципы ее организации

Структура – это форма внутренней организации (устройства) элементов какого-либо органа.Структура ЦБ РФ – единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБ РФ.

В структуру ЦБ РФ входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения;

6) учебные заведения;

7) другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ РФ.

Органами управления ЦБ РФ являются:

1) национальный банковский совет;

2) Председатель ЦБ РФ;

3) совет директоров ЦБ РФ.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган управления ЦБ РФ. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 – Государственной Думой РФ из числа депутатов Государственной Думы РФ, 3 – Президентом РФ, 3 – Правительством РФ. В состав национального банковского совета входит также Председатель ЦБ РФ.

Отзыв членов национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Председатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБ РФ более 3 сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ.

Председатель ЦБ РФ может быть освобожден от должности только в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

3) подачи личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБ РФ.

Главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБ РФ – совет директоров. В него входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов совета директоров. Члены совета директоров работают на постоянной основе в ЦБ РФ.

Члены совета директоров назначаются на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.Члены совета директоров освобождаются от должности:

1) Председателем ЦБ РФ – по истечении срока полномочий;

2) Государственной Думой РФ по представлению Председателя ЦБ РФ – до истечения срока полномочий.

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

21. Общие принципы организации налогообложения Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров (работ, услуг); прибыль; доход (в виде

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

103. Основные принципы организации безналичных расчетов Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных средств гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом

автора

9. Принципы организации финансов предприятия Суть деятельности предприятия в условиях рыночной экономики выражается в принципах, на которых строится организация финансов субъектов хозяйствования. Основные принципы организации финансов таковы:1. Хозяйственная

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

10. Принципы организации финансов предприятия (продолжение) Принцип материальной ответственности подразумевает, что существует система ответственности за организацию предпринимательской деятельности и ее результаты. Государство законодательно поддерживает принцип

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

87. Принципы организации безналичных расчетов 1. Правовой режим безналичных расчетов: осуществление безналичных расчетов регламентируется 1) Гражданским кодексом РФ (часть вторая); 2) ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности»; 3)

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

54. Принципы организации финансового контроля и его классификация Основными принципами являются независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

26. Принципы организации безналичных расчетов 1. Правовой режим безналичных расчетов. Осуществление безналичных расчетов регламентируется: 1) Гражданским кодексом РФ (часть вторая); 2) ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности»; 3)

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Денежный оборот, принципы его организации и структура Денежный оборот представляет собой систему денежных расчетов по поводу реализации товаров предприятиями друг другу и населению. Денежный оборот – это сумма платежей, совершенных в стране за определенный период.

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

46. Принципы организации финансового контроля К универсальным принципам организации финансового контроля относят принципы независимости и объективности, компетентности и гласности.Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью

Из книги Экономическая теория. автора

19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования Основным источником доходов государства являются налоги. Налоговую политику называют фискальной. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает «казенный». В России в эпоху Петра I фискалами

автора Маховикова Галина Афанасьевна

6.5. Налоговая система и принципы ее функционирования Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.Пошлина (англ. tariff) – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Занятие 15 Налоговая система и принципы ее функционирования Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Сущность и принципы налогообложения.2. Виды налогов. Кривая Лаффера.3. Система налогов в Российской Федерации.Отвечаем и

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

5. Бюджетная система и ее принципы Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных

Из книги Ленивый маркетинг. Принципы пассивных продаж автора Жданова Тамара

1.2. Принципы организации маркетинга Маркетинговые решения и мероприятия не могут осуществляться спонтанно, без учета особенностей стратегии ее развития и определенных стандартов функционирования и развития. Именно поэтому вся маркетинговая деятельность фирмы

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ Миллер и Стюарт (1999) предложили следующие ключевые принципы научающейся организации: стратегия обучения и бизнес-стратегия тесно связаны; организация сознательно обучается на возможностях и опасностях, существующих в

Структура ЦБР - это единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных структурных единиц, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБР.

В структуру ЦБР входят:

  • - центральный аппарат;
  • - территориальные учреждения;
  • - расчетно-кассовые центры;
  • - вычислительные центры;
  • - полевые учреждения;
  • - учебные заведения;
  • - другие организации (в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации), которые необходимы для осуществления деятельности ЦБР.

Органами управления ЦБР (центральный аппарат) являются:

  • - Председатель ЦБР;
  • - Национальный банковский совет;
  • - Совет директоров ЦБР.

Председатель ЦБР назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ. Одно и тоже лицо не может занимать должность Председателя ЦБР более трех сроков подряд.

Председатель ЦБР может быть освобожден от должности, но только в следующих случаях:

  • - истечение срока полномочий;
  • - невозможность исполнять служебные обязанности, что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;
  • - подача личного заявления об отставке;
  • - совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • - нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБР.

Особенностями правового статуса Председателя ЦБР является то, что он:

  • - действует от имени ЦБР и представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • - председательствует на заседаниях Совета директоров; в случае равенства голосов, его голос считается решающим;
  • - подписывает нормативные акты ЦБР, решения Совета директоров, протоколы его заседаний, соглашения, заключаемые ЦБР;
  • - назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя ЦБР, распределяет между ними обязанности;
  • - вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
  • - подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями ЦБР;
  • - несет полную ответственность за деятельность ЦБР;
  • - обеспечивает реализацию функций ЦБР и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению ЦБР (за исключением тех, по которым решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров).

Национальный банковский совет - коллегиальный орган управления ЦБР численностью 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации (из числа членов Совета Федерации), трое - Государственной Думой (из числа депутатов Государственной Думы), трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель ЦБР. Отзываются члены Национального банковского совета органом государственной власти, направившим их в состав Совета. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБР, не работают в ЦБР на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель Национального банковского совета избирается членами Совета из их числа простым большинством голосов. В таком же порядке избирается заместитель Председателя. Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Заседания назначаются Председателем (его заместителем), а также по требованию Председателя ЦБР или не менее трех членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

Национальный банковский совет:

  • 1) рассматривает годовой отчет ЦБР;
  • 2) утверждает на основе предложений Совета директоров на очередной год:
    • - общий объем расходов на содержание служащих ЦБР;
    • - общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР;
    • - общий объем капитальных вложений;
    • - общий объем прочих административно-хозяйственных расходов;
  • 3) утверждает при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительные расходы на содержание служащих ЦБР, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, дополнительные капитальные вложения, а также прочие дополнительные административно-хозяйственные расходы;
  • 4) рассматривает вопросы совершенствования банковской системы РФ;
  • 5) рассматривает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • 6) решает вопросы, связанные с участием ЦБР в капиталах кредитных организаций;
  • 7) назначает главного аудитора ЦБР и заслушивает его доклады:
  • 8) ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБР:
    • - реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • - банковского регулирования и банковского надзора;
    • - реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
    • - обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы;
    • - исполнения сметы расходов ЦБР;
    • - подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
  • 9) определяет аудиторскую организацию - аудитора годовой финансовой отчетности ЦБР;
  • 10) вносит в Государственную Думу предложения о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБР, его структурных подразделений и учреждений;
  • 11) по предложению Совета директоров утверждает:
    • - правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР;
    • - порядок формирования провизии ЦБР и порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБР;
    • - отчет о расходах на содержание, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Совет директоров - главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБР. В него входят Председатель ЦБР и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе.

Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

  • - Председателем ЦБР - по истечении срока полномочий;
  • - Государственной Думой по представлению Председателя ЦБР - до истечения срока полномочий.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания назначаются Председателем ЦБР (его заместителем) или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Заседания ведет Председатель ЦБР, а в случае ею отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Для участия в заседаниях могут приглашаться руководители территориальных учреждений ЦБР.

Совет директоров выполняет следующие функции:

  • 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления; представляет эти документы в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу;
  • 2) обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • 3) утверждает годовую финансовую отчетность ЦБР, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБР, представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБР в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
  • 4) утверждает отчет о деятельности ЦБР, готовит анализ состояния экономики России и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБР в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
  • 5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение (с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года) общий объем:
    • - расходов на содержание служащих ЦБР;
    • - расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР;
    • - капитальных вложений ЦБР;
    • - прочих административно-хозяйственных расходов ЦБР;
  • 6) рассматривает (при необходимости) и представляет в Национальный банковский совет предложения по дополнительным расходам с расчетами и обоснованиями;
  • 7) утверждает смету расходов (смету дополнительных расходов) ЦБР, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов ЦБР, не позднее 31 декабря предшествующего года;
  • 8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя ЦБР, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих ЦБР;
  • 9) принимает, в частности, решения:
    • - о создании, реорганизации и ликвидации организаций ЦБР;
    • - установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
    • - величине резервных требований;
    • - изменении процентных ставок ЦБР;
    • - определении лимитов операций на открытом рынке;
    • - участии в международных организациях;
    • - участии (членстве) ЦБР в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБР, его учреждений, организаций и служащих;
    • - купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБР и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
    • - применении прямых количественных ограничений;
    • - выпуске банкнот и монеты ЦБР нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБР старого образца;
    • - порядке формирования резервов кредитными организациями;
  • 10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала ЦБР;
  • 11) утверждает порядок работы Совета директоров;
  • 12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора ЦБР;
  • 13) утверждает структуру ЦБР, положения о структурных подразделениях и учреждениях ЦБР, уставы организаций ЦБР, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций ЦБР;
  • 14) в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
  • 15) утверждает перечень должностей служащих ЦБР;
  • 16) устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением ЦБР;
  • 17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:
    • - предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР;
    • - предложения по порядку формирования провизии ЦБР и порядку распределения прибыли ЦБР, остающейся в распоряжении ЦБР;
    • - отчет о расходах ЦБР на содержание служащих ЦБР. пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

"Вестник Банка России" официально публикует (в течение десяти дней со дня принятия) решения Совета директоров последующим вопросам:

  • - изменение процентных ставок;
  • - размер резервных требований;
  • - размер обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • - прямые количественные ограничения;
  • - участие (членство) ЦБР в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБР, его организаций и служащих;
  • - выпуск банкнот и монеты ЦБР нового образца; изъятие из обращения банкнот и монеты ЦБР старого образца;
  • - порядок формирования резервов кредитными организациями.

Территориальное учреждение ЦБР - это обособленное подразделение ЦБР, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций, действующее на основании Положения и нормативных актов ЦБР и входящее в единую централизованную систему ЦБР с вертикальной структурой управления. Территориальное учреждение ЦБР не является юридическим лицом, наделено статусом филиала. Территориальными учреждениями ЦБР являются его главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации (например, Главное управление ЦБР по Ульяновской области), городах Москве и Санкт-Петербурге; национальные банки республик в составе России (например, Национальный банк Удмуртской Республики, Национальный банк Республики Татарстан). Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров ЦБР. По выполняемым функциям территориальные учреждения ЦБР не могут принимать решения нормативного характера; не вправе выдавать (без разрешения Совета директоров) банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Территориальные учреждения не вправе без разрешения ЦБР осуществлять банковские oпeрации в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

Расчетно-кассовый центр - структурное подразделение ЦБР, которое участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Посредством открытия корреспондентских счетов в РКЦ ЦБР (по правилам один корреспондентский счет в сети ЦБР коммерческий банк обязан иметь по месту своего нахождения) коммерческие банки осуществляют межбанковские расчеты друг с другом.

Полевые учреждения ЦБР предназначены для банковского обслуживания: воинских частей; учреждений и организаций Минобороны России; иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность России; физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями ЦБР, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБР невозможны.

Эти структуры являются воинскими учреждениями и действуют на основании воинских уставов, а также Положения о полевых учреждениях ЦБР, утверждаемого совместно ЦБР и Минобороны России. Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих ЦБР определяются Советом директоров в соответствии с трудовым законодательством.

Организационная структура ЦБ РФ определяется теми многообразными задачами, которые возложены на регулятора банковской системы законодательством РФ. Функции и структура ЦБ РФ постоянно расширяются, это отражается и на его правовом статусе. Подробности — в нашей статье.

Правовой статус ЦБ РФ и схема организации банковской системы РФ

Организационная структура ЦБ РФ (Центрального банка РФ, Банка России) определяется советом директоров Банка России в соответствии с принципами, установленными в гл. XIII закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (далее — закон о ЦБ РФ).

Система ЦБ РФ централизована, включает (ст. 83 закона о ЦБ РФ):

  • центральный аппарат;
  • территориальные учреждения;
  • расчетно-кассовые центры в регионах и др. организации.

ЦБ РФ возглавляет председатель, структурные подразделения центрального аппарата — департаменты. Управленческая структура ЦБ РФ и схема в формате PDF доступны для скачивания на его сайте (адрес: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstructute).

Правовой статус ЦБ РФ определяется специальным законом (подробнее о его новеллах читайте в статье по ссылке: Федеральный закон о Центральном банке РФ - последняя редакция) и нормами о ЦБ Конституции РФ, в ст. 75 которой установлены властные полномочия Банка России:

  • исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1);
  • обязанность по защите и обеспечению устойчивости рубля (ч. 2).

В силу конституционного статуса ЦБ РФ находится в особом, независимом положении. В результате образуется банковская система страны в 2 уровнях:

  1. ЦБ РФ.
  2. Банки, небанковские кредитные организации, представительства иностранных банков.

ЦБ РФ наделен властными полномочиями по отношению к элементам второго уровня. Обратная связь имеет вид информационного взаимодействия в формах, предусмотренных ст. 77-79 закона о ЦБ РФ.

Юридическая природа статуса, полномочия, подотчетность ЦБ РФ

О юридической природе статуса ЦБ РФ в банковском праве ведутся дискуссии. Банк России является юридическим лицом в силу закона (ст. 1 закона о ЦБ РФ). Его организационно-правовая форма образована не в соответствии с ГК РФ, а полностью урегулирована Конституцией РФ, предусматривающей ряд приведенных выше властных полномочий, и специальным законом о ЦБ РФ, в котором оговариваются все необходимые параметры деятельности (уставный капитал, цели, полномочия, основы структуры и т. д.). Отсюда вытекает публично-правовой характер статуса ЦБ РФ как юридического лица.

Полномочия ЦБ РФ по ст. 4 закона о ЦБ РФ изначально включали:

  • разработку и проведение денежно-кредитной и валютной политики, регулирование порядка расчетов;
  • надзор в банковском секторе экономики.

В последующем (в основном в 2013 году) они расширились за счет включения:

  • контроля за рынком ценных бумаг, надзора за соблюдением корпоративного законодательства акционерными обществами;
  • надзора за некредитными финансовыми организациями (организаторами торговли, ломбардами, страховыми организациями, бюро кредитных историй и др., ст. 76.1 закона о ЦБ РФ);
  • мониторинга финансовых рынков, в том числе статистического анализа и прогнозирования и др. полномочий.

О результатах своей работы ЦБ РФ ежегодно отчитывается перед особым коллегиальным органом — Национальным финансовым советом (ст. 12, 13 закона о ЦБ РФ).

В отношении поднадзорных лиц ЦБ РФ наделен полномочиями по привлечению их к административной ответственности по ряду составов.

Административная юрисдикция ЦБ РФ

ЦБ РФ наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности по целому ряду составов (ст. 23.74 Кодекса об административных правонарушениях), таких как:

  1. Нарушения при выпуске и обращении ценных бумаг (ст. 15.17-15.22, 15.28 КоАП РФ).
  2. Незаконные действия с кредитными историями и отчетами (ст. 5.52-5.55, 14.29 КоАП РФ) и др.

Выполнение требований ЦБ РФ обеспечивается мерами административной ответственности:

  • По ч. 9 ст. 19.5 — за невыполнение предписания ЦБ РФ. Например, о представлении отчета об устранении нарушения законодательства об акционерных обществах (постановление АС МО от 09.02.2016 № Ф05-20480/15 по делу № А40-87050/2015).
  • Ст. 19.7.3 КоАП РФ — за нарушения при представлении обязательной информации. Например, в случае непредставления микрофинансовой организацией информации по запросу (постановление 9-го ААС от 19.02.2016 № 09АП-1807/16).

Санкции обеих норм предусматривают наказание в виде штрафа, размер которого может быть определен в диапазоне от 500 000 до 700 000 руб. При определении размера штрафа суды руководствуются постановлением КС РФ от 25.02.2014 № 4-П, согласно которому принятие решения о назначении организации штрафа ниже минимального предела допускается только в исключительных случаях.

Подобные нарушения не признаются малозначительными. При этом суд может сослаться на определение ВАС РФ от 27.11.2009 № ВАС-15176/09, согласно которому по такого рода формальным составам административных правонарушений угроза охраняемым отношениям состоит не в последствиях, а в пренебрежении своими обязанностями.

Таким образом, ЦБ РФ обладает сложным правовым статусом, который определен публично-правовыми нормами. В силу этого Банк России наделен обширными распорядительными, властными, контрольными и надзорными полномочиями. Исполнение его требований обеспечивается мерами административной ответственности в виде значительных сумм штрафов.

Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров. В настоящее время ЦБ РФ прорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.

Члены Совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно Председателем Совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение.

Структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уставы других его структурных подразделений утверждает этот Совет.

К его полномочиям отнесены: изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом. Каждое решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов.

Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны.

Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с другой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующее деньгами, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • - во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • - утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • - устанавливает правила проведения банковских операций;
  • - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • - устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • - осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • - является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • - осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами

Центральный банк обеспечивает кассовое, кредитное и расчетное обслуживание коммерческих банков. В процессе кассового обслуживания коммерческих банков он обеспечивает их наличностью в обмен на их резервы, которые сберегаются на счетах у центрального банка. В процессе кредитного обслуживания коммерческих банков центральный банк обеспечивает их дополнительными резервами с целью поддержания их ликвидности, т.е. выступает в роли «кредитора последней инстанции». Кроме того, проводя денежно-кредитную политику, центральный банк использует кредитование (рефинансирование) коммерческих банков, как инструмент денежно-кредитной политики.

Надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Надзорные органы (центральный аппарат Банка России и его территориальные учреждения) применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

предупредительные;

принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений нормативных актов Банка России с учетом:

характера допущенных кредитной организацией нарушений;

причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

общего финансового состояния кредитной организации;

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит результата или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков).

К основным принудительным мерам воздействия относятся:

требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации;

требование о реорганизации кредитной организации, включая требование о представлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;

ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

требование о замене руководителей кредитной организации;

назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение определенной задачи (Приложение).

Таким образом, Центральный банк РФ выполняет следующие основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

© 2024 vip-isp.ru -- Первый портал о финансовых рынках