Какая функция финансов считается главной. Какие функции выполняют финансы и в чём их суть

Главная / Валютные пары

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплины

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Специальность 061000 - Государственное и муниципальное управление

Составитель Г.В. Морунова

Канд. экон. наук

Санкт-Петербург

Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов

Финансы - определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Денежные средства - это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений. Денежные фонды - это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Централизованные денежные фонды - фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фонды) в лице его органов федеральной, региональной и местной власти. Децентрализованные денежные фонды - фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.

Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги первичны - финансы вторичны.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.

Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений (распределение стоимости ВВП и доходов от внешнеэкономической деятельности).

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса (производство, обмен, потребление).

Таким образом, с помощью финансов:

Распределяется стоимость произведенных товаров и услуг и происходит формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства, которые используются для решения социальных и экономических задач;

Производится перераспределение доходов и накоплений прошлых лет через бюджетную систему (налоги, займы, ассигнования, субсидии, пенсии) и через финансовый рынок (выпуск ценных бумаг, размещение паев, кредитов и займов, поступление дивидендов, процентов, страховые взносы и выплаты);

Количественно отображается воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы (через индексы фондовых бирж, рентабельность хозяйств, бюджетные доходы, государственный долг, дефицит бюджета и т.д.).

Финансовые отношения , выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом (рис.1) :

Финансовые отношения


Рис. 1. Классификация финансовых отношений

Примерами финансовых отношений являются отношения между:

Предприятиями в процессе приобретения товаров, реализации продукции и услуг;

Предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

Банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

Вышеуказанными сферами и отраслями и теневой экономикой.

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы - как совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа цен­ных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредит­но-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от госу­дарственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации го­сударственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономи­ческой деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципаль­ный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансовые ресурсы предназначены для :

Выполнения финансовых обязательств;

Покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

Материальному поощрению работников.

В целом, финансовые ресурсы государств а складываются из трех источников :

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Функции финансов

Выделяют две основные функции финансов - распределительную и контрольную .

1. Распределительная функция финансов заключается (рис. 2):

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.



Рис. 2. Распределительная функция финансов

Созданный в обществе ВВП за вычетом потребленных в процессе производства средств производ­ства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы ма­териального производства. Возникает необходимость перераспре­деления созданного продукта, которое обусловлено:

Наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образова­ние, здравоохранение, оборона и т.п.);

Дифференциацией доходов различных групп населения, ко­торая неизбежна в условиях рыночной экономики;

Неравномерностью развития отдельных территорий и отрас­лей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; на­селение получает дополнительные денежные средства через соци­альные выплаты; территории и предприятия -дополнительные ресурсы для развития.

Таким образом, вторичные доходы форми­руют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уров­ня жизни широких слоев населения.

2. Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне.

Финансовый контроль для частных предприятий связан с кон­тролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпри­нимательской деятельности. Для бюджетной сферы - это конт­роль за целевым использованием бюджетных средств, исполнени­ем сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевре­менностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Финансовый контроль со стороны органов го­сударственной власти - это проверка со­блюдения финансового законодательства в части своевременнос­ти и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и пла­тежей между предприятиями и организациями.

Таким образом, финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирова­ние предпринимательской деятельности, рациональное использо­вание имеющихся в распоряжении общества материальных, при­родных, трудовых и финансовых ресурсов.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию , которая проявляется через воздей­ствие государства на экономическое развитие (поведение хозяй­ствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

Налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

Государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

Регулирование или контроль, посредством принятия соот­ветствующих законов, определенных видов экономической дея­тельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

Установление предельных цен на некоторые товары и услу­ги (главным образом в отраслях естественных монополий).

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизирующую функцию , которая заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Функции финансов осуществляются :

На всех уровнях управления экономической системой (федеральном, территориальном, местном);

Во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);

На всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

ЛЕКЦИЯ № 1

Сущность и функции финансов

1. Возникновение финансов

Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе прогекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов.

Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.

Бюджеты всех стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

2. Сущность финансов

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через финансовые фонды специального целевого назначения.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

3. Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Первичные доходы не образуют общественных денежных

фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений мог начаться, образованная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Являясь количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, но сама не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Это вычленяется на стадии обмена при помощи финансов и заработной платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений и отчислений.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Финансы же находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Но они тесно связаны между собой: с одной стороны, финансы способствуют формированию фонда оплаты труда, с другой – заработная плата, начисление которой по времени не сходится с выплатой, выступает источником создания части финансовых ресурсов предприятия, обретая форму устойчивых пассивов.

Находясь в обороте предприятия между начислением и выплатой, заработная плата выступает источником формирования оборотных средств.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

Опираясь на взаимосвязь финансов с важнейшими экономическими категориями, необходимо особое значение придавать вопросам финансового менеджмента, т. е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

5. Финансовый менеджмент

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники.

Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и по-гребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т. д.);

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т. д.);

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по

мобилизации дополнительных капиталов.

Большое значение имеет финансовый менеджмент и для государственных финансов, включая бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция значительной децентрализации финансовых ресурсов. Развитие внебюджетных фондов ведет к рассредоточению средств, не дает возможности мобильного их использования, концентрирования на приоритетных направлениях развития экономики, ослабляет контроль за расходованием государственных средств. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие финансового менеджмента, на основе которого следует строить финансовую политику.

6. Финансовая политика

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:

1) определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой системы общественных отношений.

Роль финансовой политики в критические моменты жизни трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства, – борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов - путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

  1. предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  2. предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
  3. государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
  4. предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  5. отдельными звеньями бюджетной системы;
  6. страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему - налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

Другое дело - децентрализованные фонды . В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы - их состояния и динамика - подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств - банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

Основное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян;
  2. доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано:

  1. с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  2. с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  3. с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

  • производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;
  • отраслями материального производства;
  • отдельными регионами страны;
  • формами собственности;
  • социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, - развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция . Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль - важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы - государственные расходы, налоги, государственный кредит - в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма - финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

  1. информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
  2. комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
  3. выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;
  4. отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

  • 1-й год - год, на который составляется бюджет;
  • 2-й и 3-й годы - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

Финансы в общественном воспроизводстве выполняют целый ряд функций, которые раскрывают и конкретизируют их сущностное содержание. К основным функциям финансов можно отнести распределительную и перераспределительную, стимулирующую (регулирующую), контрольную и воспроизводственную. Все функции финансов проявляются и используются комплексно, дополняя друг друга и обеспечивая в результате взаимодействия реализацию общего интеграционного (мультипликационного) эффекта. Для этого большое значение имеет оптимальная пропорциональность в соотношении функций, позволяющая достигать поставленные цели с минимальными издержками и в наименьшее время.
Распределительная функция финансов осуществляется при распределении финансовых ресурсов в процессе кругооборота (повторяющегося оборота) средств непосредственно на предприятиях и в организациях. Модель оборота средств может быть пред-
  1. 24S1 ставлена следующей схемой (рис. 1). Кругооборот средств связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения прибыли и образования за счет чистой прибыли ряда фондов, которые имеют решающее значение для развития предприятия (резервных, инвестиционных, для выплаты дивидендов и др.). Поддержание эффективной структуры капитала предприятия невозможно без активного использования распределительной функции финансов с целью формирования системы фондов финансовых ресурсов, адекватной его эффективной деятельности.
В процессе финансовых взаимосвязей обеспечивается также вторичное перераспределение той части выручки и прибыли организаций, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные фонды финансовых ресурсов, прежде всего в бюджеты всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный). Этот процесс реализуется посредством перераспределительной функции финансов.

Рис. 1. Схема оборота финансовых ресурсов на предприятии
Перераспределяя и направляя аккумулированные в бюджете средства на финансирование тех или иных мероприятий Из бюджета, государство формирует наиболее эффективную структуру экономики (в дополнение к рыночному переливу капитала в более выгодные сферы деятельности), отвечающую решению текущих и стратегических социально-экономических задач. Это тем более необходимо сейчас, когда осуществляется реструктуризация экономики, которая должна способствовать достижению достаточно высоких и устойчивых темпов экономического роста, реализации намеченных к осуществлению национальных проектов.
Чрезвычайно большое значение для развития производства товаров и услуг, роста рентабельности предприятий, фирм и корпораций имеет стимулируюгцая (регулирующая) функция финансов, играющая наиболее активную роль в системе государственного регулирования рыночной экономики. Именно эта функция придаст финансовым отношениям особое качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который может активно использоваться государством для развития предпринимательской деятельности и насыщения рынка товарами. Эффективная реализация этой функции связана с совершенствованием системы налогообложения предприятий, порядка распределения прибыли, организации финансовых взаимосвязей между субъектами рынка, а также бюджетного финансирования приоритетных отраслей экономики. Важным является также эффективная кредитная политика государства, стимулирующая инвестиционные и инновационные процессы в производстве.
Суть финансового стимулирования состоит в воздействии на предприятия и организации через создание особых условий реализации их интересов как субъектов рыночной экономики. Го- сударство должно создавать такую среду деятельности субъектов рыночной экономики, которая побуждала бы их в целях осуществления своих социально-экономических интересов одновременно реализовывать интересы государства и общества.
Для осуществления финансового стимулирования производства большое значение имеет формирование действенного финансового механизма, всесторонне учитывающего всю систему интересов в рыночной экономике. Финансовый механизм предприятий и корпораций - это взаимосвязанная система форм и методов образования и использования фондов финансовых ресурсов, обеспечивающая повышение эффективности их хозяйственной деятель
ности, выявление и реализацию резервов роста производства, сокращение затрат и увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности на рынке и в конечном итоге укрепление финансового состояния предприятий. Этот механизм должен быть направлен прежде всего на экономию и лучшее использование всех ресурсов и факторов производства с целью эффективного развития экономики.
Наиболее важную роль в механизме финансового стимулирования производства играет налогообложение предприятий, выступающее одной из важнейших сфер финансовых отношений. Налоговое воздействие должно осуществляться в форме косвенного регулирования, в первую очередь через уровни налогообложения различных ресурсов, имущества и финансовых результатов производства, с тем чтобы предприятие наряду с уплатой налогов имело достаточно финансовых средств (инвестиционных и др.) для развития. Вследствие чрезмерного налогового давления налогообложение оказывает пока что дестимулирующее влияние на развитие российских предприятий. Достаточно сказать, что более 40% ВВП производится в России в так называемой теневой экономике* которая функционирует без уплаты каких-либо налоговых платежей и, следовательно, имеет гораздо больше возможностей для развития производства. Это нарушает ресурсные основы формирования эффективной структуры рыночной экономики, адекватной перспективным целям социально-экономического развития, а также создает разные конкурентные условия функционирования предприятий.
Большое значение для стимулирования развития предприятий, фирм и корпораций имеет уровень банковского процента, государственное регулирование цен на энергоносители и транспортных тарифов, которые составляют наиболее существенную часть (в среднем более 40%) издержек производства в отраслях экономики. Важным фактором экономического развития выступает финансовый контроль, являющийся также одной из функций финансов. Контрольная функция финансов служит необходимой предпосылкой повышения эффективности деятельности предприятий, ускорения оборота их финансовых ресурсов. Контроль за денежными потоками, которые обслуживают формирование
По экспертным оценкам - до
финансовых фондов предприятий, должен быть направлен прежде всего на обеспечение равномерного и достаточного поступления выручки, выступающей основным источником покрытия всех затрат предприятия, включая налоги и получение прибыли.
Финансовые потоки, отражая встречное движение материальных ресурсов, позволяют осуществлять финансовый контроль за состоянием, динамикой и эффективностью использования имущества (активов) предприятий (рис. 2).

Материальные потоки (сырье, материалы и др.)
Материальные потоки (готовая продукция и др.)

Предприятие

V
Денежные потоки (+)
Денежные потоки (-)

Чистый финансовый поток
Рис. 2. Схема финансовых потоков предприятия
Финансовые потоки, отражающие поступление в организацию выручки и других денежных средств (от реализации имущества, штрафов, авансов под будущие поставки продукции, кредитов и др.), называются положительными (+), а потоки, характеризующие отток денежных средств (оплата счетов поставщиков, налогов, штрафов, выплата зарплаты, погашение кредитов и т.п.) - отрицательными (-). Для нормального функционирования предприятий и организаций необходимо, чтобы положительные финансовые потоки были больше отрицательных. В этом случае образуется чистый финансовый поток, который формирует фонды финансовых ресурсов, остающихся в собственности предприятий. Величина чистого финансового потока увеличивает финансовый потенциал и платежеспособность предприятий, укрепляет его финансовое состояние, создает основу для инвестиционного развития. Финансовый контроль осуществляется при реализации всех Функций финансов. Система финансового контроля включает государственный финансовый контроль, налоговый контрольконтроль со стороны региональных финансовых органов и негосударственный финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями. Вся система финансового контроля должна активно способствовать повышению эффективности управления капиталом предприятий, их развитию и базироваться на сочетании интересов всех участников рыночных отношений - государства, предпринимателей и непосредственных работников.
Большое значение для развития предприятий имеет реализация функции финансов по обеспечению процесса воспроизводства денежными средствами. Выполнение этой функции предполагает эффективную организацию управления денежными потоками. Это позволяет добиться равномерного и достаточного поступления выручки, полного и своевременного осуществления всех затрат, связанных с процессом расширенного воспроизводства на основе инвестиций, сформировать достаточные для этого суммы накоплений.
Кроме выручки предприятие может использовать в обороте кредиты банка, кредиторскую задолженность, коммерческие кредиты других предприятий, займы и другие источники финансовых ресурсов. В то же время любая хозяйственная организация должна своевременно оплачивать свои платежные обязательства. Основным методом сбалансированности величины платежных обязательств предприятия и его финансовых возможностей как на определенную дату, так и на перспективу является составление баланса (бюджета) финансовых потоков (платежного баланса). Он позволяет осуществлять постоянный контроль за движением денежных средств и прогнозировать их динамику. На основе этого баланса определяют коэффициент платежеспособности, который рассчитывают на определенную дату следующим образом:
у-_gt; j Все денежные средства предприятия на определенную дату
Сумма финансовых обязательств по наступившим срокам погашения
Этот показатель должен быть равен единице или превышать ее. Только в этом случае предприятие считается платежеспособным
См.: СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
На основе составления такого бюджета финансовых потоков (см. табл.) осуществляется управление платежеспособностью предприятия:
Бюджет финансовых потоков
Бюджет финансовых потоков фактически представляет собой развернутый коэффициент платежеспособности. Если левая его часть (доходная) больше или равна правой, то предприятие платежеспособно, если же правая часть (расходная) превышает левую, то предприятие имеет плохое финансовое состояние и неплатежеспособно. Бamp;1анс финансовых потоков выступает итогом целой системы взаимосвязанных планово-прогнозных расчетов как по поступлению, так и по направлению денежных средств и базируется на системе бюджетирования (составляется бюджет продаж, бюджет прямых и косвенных затрат, инвестиционный бюджет и др.).
Через количественные и качественные характеристики финансовых потоков отражается вся деятельность предприятия, поскольку они выступают стоимостным выражением движения всех факторов производства. В связи с этим в менеджменте сформировалась качественно отличная система управления - финансовое управление предприятием, предполагающее управление всей деятельностью предприятия (производством, реализацией продукции, оборачиваемостью ресурсов, затратами, рентабельностью и др.) через финансовые потоки.
Бюджет финансовых потоков представляет собой финансовый план (бюджет) предприятия, рассчитываемый на разные временные периоды (в том числе на год). Составление прогнозных бюджетов финансовых потоков на предстоящие периоды (день, декаду, месяц, квартал, год и на более длительную перспективу) позволяет стабилизировать платежеспособность и обеспечить устойчивое финансовое состояние предприятия в будущем.
Кроме указанных основных функций финансы выполняют также некоторые функции, вытекающие из основных. К ним можно отнести, например, социальную функцию, которая предполагает оптимизацию формирования финансовых фондов, имеющих особое значение для реализации социальной политики государства - пенсионного фонда, фонда социального обеспечения и др. Эта функция связана также с политикой в области заработной платы и развитием тех сфер экономики, которые воздействуют на формирование личности и Демографические процессы, являются основой финансового обеспечения социальной политики государства.
Оперируя фондами финансовых ресурсов и создавая определенную финансово-экономическую среду, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс путем оптимального формирования фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. В этом находит отражение процесс реализации воспроизводственной функции финансов. Она способствует развитию воспроизводственного процесса, прежде всего, через рост инвестиций в развитие человека, формирование качественно нового общественного интеллекта и переход к «экономике знаний», как это происходит во всем цивилизованном мире. В этом аспекте несомненна важность финансового обеспечения принятых национальных проектов, преследующих цель развития социальных условий и качества жизни людей.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

© 2024 vip-isp.ru -- Первый портал о финансовых рынках