Сколько в месяц ребенок получает карманных денег. Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы

Главная / Финансы

Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.

Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье - один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.

Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.

1. Установка минимальной суммы

Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.

2. Повышение лимита со временем

Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.

3. Лишение денег - строгое наказание

Система наказаний - важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.

4. Оплата домашней работы

Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству - например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.

5. Трудная работа стоит дороже

Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом - самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.

Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились - соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.

6. Хорошие оценки не оплачиваются

Деньги - неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Не выдавать деньги раньше срока

Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.

8. Отчет о тратах

Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение - если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.

9. Поощрение накоплений

Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу - например, проведение генеральной уборки.

10. Карманные деньги - часть общего семейного бюджета

Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша - не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.

11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями

По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.

12. Дневник расходов

Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.

Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.

Мы надеемся, эти нехитрые правила помогут и другим родителям научить детей правильно обращаться с деньгами, планировать свои расходы и создавать накопления. Такие навыки непременно пригодятся во взрослой жизни.

Читаем также:

Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Личное мнение еще одной мамы

Ребенок и карманные деньги – вот камень преткновения между лагерями поклонников и противников идеи. Между тем, ее поддерживают психологи, утверждая, что таким образом удается воспитать в подрастающем поколении грамотное и ответственное отношение к финансам. Главное, не использовать деньги в качестве поощрения или заменять ими воспитание.

Зачем ребенку карманные деньги?

Традиционное мнение

До недавнего времени считалось, что вплоть до совершеннолетия или хотя бы подросткового возраста, дети не должны даже задумываться о наличии денег. В противовес родителям они не смогут с полной ответственностью распорядиться наличными, превратятся в избалованных, капризных потребителей.

А вот во взрослом возрасте можно и нужно работать, зарабатывать и взваливать на себя ответственность за собственных детей. Таким образом, происходит движение по спирали, обеспечение подрастающему поколению безоблачного детства.

Плюсы современного подхода

Психологи и поклонники современного воспитания считают, что человек превратится в самодостаточную личность, добьется больших успехов, освоив культуру обращения с деньгами еще в детстве. Ему не будет так сложно самоутвердиться, чувствуя твердую почву, зная о понятиях бытового финансирования то, в чем его ровесники только начинают разбираться.

Наличие собственных денег помогает частично искоренить ощущения:

  • жадности;
  • зависти;
  • зависимости;
  • второсортности.

Утверждения каждой из сторон имеют несколько сильных и слабых сторон. Конечно, можно откликаться на каждое пожелание отпрысков, не потакая, однако, излишним капризам. Но так родители могут попутно культивировать чувство обиды, которая сохранится на десятилетия, и привычку ждать решения проблем со стороны.

Наличие собственных денег, количество которых регулярно пополняется, способно сотворить самостоятельную личность. Хотя нужно подготовиться к тому, что в первые несколько раз они будут очень быстро потрачены. Воспитательный эффект достигается только в том случае, если отец или мать ответят твердым «нет» на все требования, плаксивые просьбы получить дополнительную сумму до ранее оговоренного срока.

С какого возраста можно давать ребенку карманные деньги?

  • Согласно советам психологов, к деньгам детей нужно приучать с детсадовского возраста . Малыш не может оценить ценность товарно-денежных отношений, но если у него есть красочная копилка, куда периодически откладывается несколько монет на приобретение желанной игрушки – это первый и достаточно серьезный шаг.
  • Ученику младших классов просто необходима некая сумма, которой он сможет распоряжаться самостоятельно: покупать обед, платить за проезд. Новые правила социальной среды, в которой оказался малыш, требуют развития самостоятельности, умения позаботиться о себе те несколько часов, пока он в школе. Даже если питание у младшеклассника происходит по талонам, предоплате, он сможет приобрести булочку, шоколадку, отложить на приобретение понравившейся вещи.
  • Родители подростков не должны даже задумываться об уместности карманных денег. Это уже почти взрослый человек со своими интересами, кругом общения, наличием симпатий к противоположному полу. Чтобы провести интересно время, пообщаться, сводить на свидание девушку и даже совершенствовать свое , ему нужна определенная сумма.

Чтобы проверить, насколько ответственно относится ребенок к деньгам, нужно незаметно присмотреться как быстро и на что он их тратит. В данном вопросе не стоит давать непрошеные советы, слишком настойчиво навязывать свое мнение. Так собственный опыт не выработается, диктаторскими замашками родители только потешат свою авторитарность.

Как часто и сколько денег давать ребенку на карманные расходы?

В зависимости от возраста, дети по-разному воспринимают течение времени. Ученик начальных классов посчитает календарный месяц ужасно долгим, для него даже неделя – значительно большой временной отрезок. Да и с деньгами, выданными на 30 дней, хорошо распорядиться он не сможет, посчитает неисчерпаемой суммой и потратит на протяжении недели.

В данном случае хорошо срабатывает принцип выдачи в прямой зависимости от возраста, уменьшая частоту по мере взросления. Малышам, начиная с ежедневного финансирования, и до одного раза в 2–4 недели у старшеклассников, позволяя создавать и распоряжаться собственным бюджетом.

Определяя размер суммы, необходимо ориентироваться на следующие факторы:

  1. Финансовые возможности родителей.
  2. Необходимые расходы ребенка, его возраст.
  3. Наличие затратного, но полезного хобби.
  4. Средняя сумма, которую получают его друзья.

Важно, чтобы размер выдаваемой суммы не зависел от помощи по дому, школьных оценок, хорошего поведения, гиперопеки, а также сиюминутного настроения отца или матери. Даже если финансовое состояние семьи очень хорошее, не нужно без причины увеличивать сумму, ведь задача состоит не только в том, чтобы обеспечить свое чадо, но и научить его с умом тратить, планировать бюджет, относиться с уважением к заработанным деньгам.

Когда не стоит раскошеливаться?

  • Нельзя приступать к выплатам, не оговорив заранее несколько правил, которых обязательно нужно будет придерживаться. «Взрослый» разговор поможет создать более дружественные общения, приобщит к миру родителей. Но если ребенок отличается некоторым инфантилизмом, деньги его могут испортить.
  • Не следует выплачивать карманных денег, если дети не вполне осознают, откуда берется заработная плата, чем занимаются родители. Проблема типичная не только для богатых семей, но и тех, где родители экономят на себе, на питании, готовы оформить кредит ради мимолетом высказанного желания сына или дочери.
  • Неготовыми к самостоятельному планированию бюджета оказываются и неуправляемые дети. Если ребенок не видит плохого в краже, частых нарушениях данного слова, непослушании, вряд ли он захочет копить, продуманно распределять полученную сумму. Скорей всего он ее просто потратит, и будет считать себя правым.

Изучение финансовой грамотности не возможно без практического применения получаемой информации.

Согласитесь, как можно изучать функции денег, не имея возможности ими распоряжаться. Или, например, как можно привить основы финансовой грамотности подростку, привить основы экономного и расчетливого расходования денежных средств, не давая при этом возможность тратить деньги самостоятельно.

И даже если подросток тратит выданные ему деньги на всякую «ерунду», он уже получает свой первый жизненный опыт в огромном мире финансов.

Сегодня, в рамках основ финансовой грамотности, обсудим, нужны ли карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков.

Откуда берутся карманные деньги у детей

Чем старше становится ребенок, тем большую потребность в независимости от родителей, в том числе финансовой независимости, он испытывает.

Конечно, пока ребенок учится в школе, у него нет возможности полноценно зарабатывать свои собственные деньги. Да и труд малолетних детей в нашей стране запрещен. А в отношении труда подростков существуют достаточно серьезные ограничения, от продолжительности такого труда, до вида работ, которые может выполнять подросток.

Поэтому, практически единственным источником денежных средств, которые могут появиться у подростка, - это деньги, которые ему дают родители или родственники.

В большинстве случаев, конечно, это подарки на день рождения либо крупные праздники. Но некоторые родители также дают своим детям небольшие денежные средства «просто так» на мелкие расходы. Кто – то дает деньги раз в неделю, кто – то раз в месяц. Но именно эти деньги, данные «на мелкие расходы», и принято называть карманными деньгами.

Зачем ребенку карманные деньги

Быстро меняющийся мир финансов, требует способности быстрой адаптации к новым реалиям и условиям жизни человека.

Давно ли мы с вами получали заработную плату, выстаивая очереди в кассу предприятия, расписываясь в зарплатной ведомости? А сегодня заработанные нами деньги в день зарплаты поступают на банковскую карту, освобождая нас от необходимости ожидания своего часа возле кассы предприятия.

Давно ли мы платили за коммунальные услуги, стоя в очереди в сберкассе? Сегодня достаточно нескольких секунд, и наш платеж, посредством мобильного банка, будет проведен.

Можно привести многочисленное количество примеров развития прогресса именно в мире денег и финансов. От банка на ладони до проведения платежей бесконтактным способом. О том, какие бывают виды банковских карт, зачем нужна и как пользоваться виртуальной банковской картой, читайте на нашем сайте сайт.

Да и прогресс не стоит на месте – развитие чипов, блокчейн – технологий с каждым годом упрощают процессы денежных платежей.

Но согласитесь, пока мы на личном опыте, или руками не попробовали все эти технические новинки, мало кто из нас понимал, как это работает. Да еще и многие люди, особенно люди преклонного возраста, сильно противились необходимости получения своих денег не наличными деньгами, а на маленькую пластиковую карточку.

Наши бабушки до сих пор предпочитают получать пенсию бумажными деньгами, как говорится «на руки», категорически отвергая саму идею получать пенсию «на карточку».

У наших детей то же самое. Пока они на личном примере не попробуют, что такое деньги, для чего они нужны, и как ими можно распоряжаться, даже путем проб и ошибок, включая нецелесообразное использование денег, они не поймут и основ финансовой грамотности.

Таким образом, основная причина, по которой детям необходимо давать карманные деньги – это необходимость получения личного опыта обращения с деньгами. С настоящими деньгами, которые подросток может тратить на свои нужды и не отчитываться за эти деньги перед родителями.

Конечно, наличие у подростка карманных денег имеет свои плюсы и минусы. Это также необходимо понимать.

Плюсы или преимущества карманных денег у подростков

  1. Получение своего личного опыта в мире финансов. Подросток, умеющий распоряжаться денежными средствами, при наборе определенного опыта, начинает более рационально использовать деньги, которые у него имеются. Такой опыт дает серьезный импульс при вхождении ребенка во взрослую жизнь, - умение не растрачивать деньги впустую, а рационально их использовать, делать свои первые накопления и инвестиции. Другими словами, наличие карманных денег сегодня, - это первый шаг к богатству завтра.

  2. Удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей. Для того, чтобы ребенок постоянно не «клянчил» деньги на конфеты – мороженое, или учебные принадлежности, лучше, чтобы он мог приобретать это сам на собственные карманные деньги. Или перекусить в школе на перемене, или по дороге домой.

  3. Повышение своего социального статуса перед сверстниками. Подросток, имеющий собственные деньги, выглядит гораздо старше и более продвинутым в глазах своих сверстников, что позволяет ему обрести некий авторитет в собственном классе или среди друзей. Немаловажное значение имеет и возможность пригласить в кино или в клуб подругу.

  4. В случае возникновения экстренной ситуации, от приобретения лекарств, чтобы не бежать к родителям за деньгами, до вызова такси или оплаты проезда в общественном транспорте, в случае, когда родители не смогли забрать из школы.

Минусы карманных денег у подростков


Несмотря на многочисленные очевидные плюсы карманных денег у детей, существуют и негативные стороны.

  1. Постоянное наличие денег в кармане ребенка, особенно если вы даете слишком много денег, может привести к тому, что ребенок перестанет их ценить, воспринимая как должное. На самом деле, такая ситуация нивелируются, если у ребенка будет возможность зарабатывать деньги самостоятельно.

  2. Использование карманных денег на вещи, которые не одобряются родителями (сигареты, постоянные хождения по клубам, слабоалкогольные напитки, тоники и т.п.). Через это проходят все подростки (правда, об этом знают далеко не все родители). Бороться с таким можно только путем бесед и объяснений. Желательно на реальных цифрах. Например: за этот месяц мы дали тебе на карманные расходы 1 000 рублей. Ты их истратил на посиделки в игровом клубе. А тем временем, если бы ты откладывал эти деньги, то за пол – года можно было накопить 6 000 рублей. А на эти деньги можно было бы купить очень даже приличный телефон. Но ты предпочел сидеть с друзьями в клубе.

  3. У ребенка деньги могут отобрать более старшие или сильные сверстники. Главное, что - бы ребенок не боялся вам об этом рассказать. А что сделать с вымогателями, я думаю, вы и сами знаете. Еще один способ – не давать сразу много денег, выдавайте понемногу, например, один раз в неделю.

Правила выдачи карманных денег

Если вы для себя решили, что вашему ребенку необходимы карманные деньги, а также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос финансово грамотным человеком, при выдаче карманных денег необходимо соблюдать несколько несложных правил.

  1. Выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней. Нерегулярная или, что еще хуже, эпизодическая выдача денежных средств не приведет к желаемому эффекту, и не станет начальным этапом для обучения ребенка финансовой грамотности.

  2. Ваш ребенок должен понимать, зачем и для каких целей ему выдаются деньги на карманные расходы. Также он должен знать, что за эти деньги ему не нужно отчитываться перед родителями.

  3. Объясните ребенку, что деньги, полученные на карманные расходы, он может не только тратить на свои личные нужды, но и копить на любую вещь, которую хочет иметь ребенок.

  4. Нельзя использовать карманные деньги в качестве наказания. Не важно, какой проступок совершил ваш ребенок, ни в коем случае нельзя наказывать его полной отменой карманных денег. Можно снизить сумму выдаваемых денег, или не выдавать деньги в течение короткого промежутка времени, но нельзя полностью отменять карманные деньги.

  5. Нельзя постоянно менять условия выдачи и размер денежных средств, которые вы даете своему ребенку. Если вы хотите изменить условия, по которым вы даете ребенку деньги, необходимо заранее обговорить с ребенком все условия.

  6. Необходимо поощрять ребенка, если он пытается самостоятельно зарабатывать деньги. Если, конечно, это не в ущерб учебе.

  7. Если ваш ребенок сам регулярно зарабатывает некоторую сумму денег, не стоит переставать давать ему деньги. Родителям необходимо понимать, что в этом случае ваш ребенок еще больше заслуживает материального поощрения.

  8. Если в какой - то период времени вы не сможете давать ребенку деньги на карманные расходы, заранее поговорите об этом с ребенком. Объясните, почему сложилась такая ситуация, и как долго она может продолжаться.

Сколько денег давать подростку?

Этот вопрос очень сложен для любой семьи. Основной критерий – финансовая возможность семьи. Конечно, если среднемесячный семейный доход составляет всего 15 000 рублей, то даже 500 рублей на карманные расходы будет слишком большой суммой.

​Родители должны понимать, что карманные деньги - не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания , который имеет четкую цель - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Итак, если вы решаете выдавать своему сыну или дочери карманные деньги, вы должны ответить для себя на несколько вопросов.

С какого возраста начинать?

Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школу (6-7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

От чего зависит выдаваемая сумма?

Удобнее представить эти соображения в таблице.


Сколько выдавать?


Сумма будет зависеть, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Даже если ваши возможности не ограничены, спешить не стоит. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребенок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Здесь можно обговорить, какие затраты ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере его взросления увеличивайте сумму, добавляя в нее расходы на проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. В плане финансовых навыков пользы от участия ребенка в оплате собственных расходов будет больше.

Как часто давать деньги?

​​​​​​​Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Он еще не умеет отслеживать состояние своих финансов. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц - это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать?

​​​​​​​Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Финансовые неудачи - часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе - хорошие уроки не бывают бесплатными.

Выдавая карманные деньги, родителям стоит придерживаться некоторых правил:

Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.

С самого начала ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги и какие расходы, которые раньше несли родители, ему придется покрывать из своих карманных денег. Только не забывайте, что карманные деньги - не прожиточный минимум.

- Лишение карманных денег не должно использоваться как наказание.

Не меняйте правил. Если вы по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребенку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание, и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплаты карманного дохода должны с ребенком согласовываться.

- Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные, слишком быстро или нерационально израсходованные средства. Это подведет его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнет основы финансового воспитания, которое из серьезного занятия превратится для ребенка в игру.

Карманные деньги

На уже есть статья, где упоминались карманные деньги для детей - , но время идет, хочется пополнять сайт максимально полезными статьями. Поэтому я обратилась за советами к профессиональному психологу. Рада, что он заодно упомянул несколько реальных примеров из практики, которые надеюсь помогут родителям избежать тех же ошибок.

Нужны ли ребенку карманные деньги?

В каждой семье рано или поздно возникает вопрос — как дети и деньги, которые необходимы на их обеспечение, должны сочетаться? Ведь родители и так тратят значительные суммы на одежду, еду, развлечения детей, так давать ли ребенку еще и карманные деньги? Не повлечет ли это за собой негативные последствия в будущем, особенно, если сумма карманных денег превышает возможности семьи?

Сразу договоримся, что речь пойдет только о детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста, то есть примерно с 5 до 11 лет. Почему о детках раннего возраста нет смысла говорить надеюсь понятно: они не знают ценности денег. Это просто блестящие кружочки и разноцветные бумажки, которыми тоже можно играть.

Товарно-денежные отношения непонятны малышам, хотя некоторые психологи и склонны считать, что и в этом нежном возрасте уже можно что-то объяснять из разряда «мама зарабатывает деньги, чтобы тебе покупать …». Некоторые детки даже делают серьезный вид, будто понимают, что такое «зарабатывать» и «покупать», но на самом деле понимания как такового нет, есть игра в понимание. Ситуация в целом безвредна, хотя и неоднозначна. Ведь родители то по-настоящему считают, что дети вникли в их взрослые проблемы, прониклись и потому отношение к детским просьбам купить что-либо становится более рациональным.

Вы, вероятно, часто слышите слова «ты же сам понимаешь, что эта игрушка одноразовая. Мы деньги потратим, а толку никакого». И родители свято верят, что малыш их понимает! На самом деле еще одна детская просьба остается неудовлетворенной, поскольку родитель оценивает игрушку с точки зрения нужности и целесообразности, а малышу просто нравится конкретно эта игрушка, больше за просьбой не стоит никаких резонов.

Малыши не воспринимают отношения взрослого мира и деньги адекватно. Они всего лишь копируют эти отношения, играют во взрослых, играют так серьезно, что сами пугаются последствий.

Пример из практики: Малыши играют во дворе в догонялки. Мальчик-ведущий догоняет девочку, пятнает ее рукой и при этом нечаянно пачкает кофточку грязной ладошкой. Девочка кричит, что он испачкал ей новую кофточку, которую папа купил за ТЫСЯЧУ (!) рублей! Мальчик в страхе убегает со двора, и в ужасе ждет прихода страшного папы девочки, ведь тон, которым малышка сказала о «тысяче рублей» испугал его куда больше, чем сама озвученная сумма. Разумеется, папа не пришел, и разборки не было, но мальчик и в школьном возрасте отказывался брать на себя решение каких-либо проблем, связанных с деньгами.

Простая ситуация, а отзвук прошелся по всему началу школьной жизни ребенка, и это лишь малая толика того, что родители нечаянно или чаяно делают, когда пытаются двухлетней крохе объяснить ценность денег через стоимость вещей/игрушек, которые покупают. Примерно до 5-6 лет дети воспринимают родителей и любых взрослых, как реальный источник «дохода», с помощью которого они могут получить разные блага в виде игрушек, сладостей, развлечений. Деньги, как промежуточная фаза этих отношений фигурирует в качестве некой нереальной субстанции. Так есть ли смысл говорить о деньгах на карманные расходы для дошколят?

Можно конечно подарить малышу копилку, и лучше прозрачную, чтобы было видно, что в копилке лежат монетки, как они туда падают, как их становится больше. Но ценности им это не прибавит, поскольку волей неволей придется контролировать расход монеток из копилки. Другое дело, когда ребенок сам ставит себе цель: для чего ему нужны эти скопленные деньги? Но, согласитесь, сложно представить, что в 2, 3 и даже в 4 года малыш столь рационален в выстраивании и реализации сложных денежных схем. Он будет просто тратить деньги на кажущуюся взрослым ерунду, которую тут же раздаст приятелям во дворе.

Когда карманные деньги становятся реально нужны детям?

В беседах с психологом озабоченные родители с удивлением вспоминают, что сами почувствовали необходимость собственных неподконтрольных взрослым денег ближе к школьному возрасту. Достать из кармана кошелек, вынуть бумажную купюру и купить в школьном буфете кусок пиццы – это шикарно, это производит эффект, что ты богат, а, значит, с тобой нужно «дружить». Именно поэтому нельзя четко сказать, нужны ли карманные деньги младшеклассникам, хорошо это или плохо. Могут быть карманные деньги, и от этого может быть и хорошо, и плохо. Могут, не быть – и все точно так же. Суть ведь не в том, есть ли карманные деньги или нет, суть всегда во взрослых...

Пример из практики: Мальчик, 1 класс, карманных денег не имел, из маминого кошелька брал небольшие суммы — 50, 100 руб., чтобы она не заметила. Деньги тратил на всякую мелочевку — от чупа-чупсов и точилок до трансформеров в «фикс прайсе», которыми щедро одаривал одноклассников. Причиной же было желание таким образом наладить отношения с ними, а вызвало такую реализацию общения низкая самооценка и коммуникативная некомпетентность (детский сад мальчик не посещал). Ругать сына мудрая мама не стала. Она предложила сыну чаще приглашать в гости одноклассников, записала сына в секцию хоккея. И здесь очень пригодились средства из копилки, подаренной когда-то давно и пылившейся в шкафу – шлем мальчик выбрал себе сам, поскольку к новой хоккейной форме совсем не подходил старый шлем старшего брата-студента. Теперь мальчик копит на что-то другое, но иногда берет из своей копилки деньги сам на подарок другу, маме. Хотя к 1 сентября деньги на подарок учительнице не дал – и что это? Скупость или рационализм? Покажет только будущее, в котором мнение родителей учитывается, но не является решающим.

Карманные деньги: за и против

Появление денег у ребенка можно объяснить только двумя причинами, и обе хорошо известны — подарки и подработка.

Подарки (денежные) на день рождения и другие праздники . Они становятся все популярнее. Родственникам, которые мало общаются с ребенком, сложно угодить ему каким-то реальным подарком. Поэтому небольшая сумма дарится с напутствием «сам купи себе, что хочешь», а денежка покрупнее вручается в конвертике маме на необходимые нужды.

Вообще, родители часто не дают денег на карманные расходы детям начальной школы, считая это излишним баловством, ведь «все равно потратит на всякую чепуху». А ведь весь смысл карманных денег ребенка именно в том и состоит, чтобы научить его распоряжаться своими финансами самостоятельно. Потратил на «фантики» — не хватит на исполнение мечты. Главное, ни в коем случае не добавлять деньги на покупку из своего кошелька! Его желание – его мечта – его средства – его гордость, что может сделать сам.

Пример из практики психолога реабилитационного Центра: Девочка, 1 класс, карманных денег не имела. В семье сложное материальное положение: мама работает в двух местах, при этом еще моет полы в своем подъезде. Алиментов нет, поскольку мужчина даже не записан отцом в свидетельстве о рождении. Девочка очень хотела куклу-фею и домик для нее, поэтому она вытащила из кошелька учительницы 2 т. руб., купила куклу и утварь, тайно играла. Девочку выдала подруга, которой она похвасталась куклой. Разборки в школе, дома. Мама отдала 2 тыс. учительнице, но отношения с дочкой испортились. К психологу обратились, поскольку дочка полностью отказалась ходить в школу, говорить с мамой, не выполняла никакие, даже малые, требования по дому. Фрустрированная потребность в общении с мамой обернулась отказом от активности в общении со всеми. После долгой работы с психологом с девочкой удалось договориться. Выработали компромиссное решение: дочка «отработает» отданные мамой деньги, помогая ей убираться в подъезде. Долгое время девочка вообще отказывалась брать какие-либо деньги даже для передачи учителю на школьные нужды. Подруг нет.

Заработанные деньги – это сложнее в нашей стране, но тоже возможно (см. вышеприведенный пример о решении проблемы с долгом).

Пример из практики: Отец обратился с проблемой: 10-летний сын регулярно крадет мелкие деньги из кошельков домашних. Причем пытался «почистить» кошелек даже старенькой любимой бабушки. Берет только мелкие купюры, монеты. После разоблачения выяснилось, что мальчик покупает на ворованные деньги чипсы, газировку, календарики, лизунов и пр. Объяснил мальчик это так: «Все ребята покупают, а у меня никогда нет денег. Меня начали дразнить «нищебродом», вот я и стал брать у вас деньги, мне же нужны деньги, у всех есть, а у меня нет. Мне было стыдно сказать, что родители не дают карманные деньги, ведь у меня есть такие игрушки, которых ни у кого из класса нет». То есть мальчика не интересовала покупка еды в школьном буфете, как говорят защитники «за» карманные деньги у детей. Его заботило только мнение одноклассников о нем. Отец сказал, что ему вообще не приходило в голову, что сыну нужны свои деньги, ведь ему все покупают, все, что он скажет. У отца есть небольшое предприятие по производству пластиковых изделий для домашних животных. Он предложил сыну «поработать» уборщиком, и теперь мальчишка честно зарабатывает тем, что метет полы после рабочей смены. Он поставил только одно условие: чтоб никто из ребят не знал, что он воровал деньги у родных.

Давать ли ребенку карманные деньги?

Вероятно, вывод уже ясен: в каждой семье вопрос решается индивидуально. Но есть некоторые общие правила, которым лучше следовать:

  1. Дошкольникам деньги давать бессмысленно: потеряют, поиграют, раздарят и прочее, что свидетельствует о незрелости понятийного аппарата в силу малого возраста.
  2. Количество карманных денег не должно зависеть от успехов ребенка в школе. Двойки пусть исправляет в обычном порядке, но деньги на карманные расходы все равно выдаются. Трудно это принять, но перенося ситуацию во взрослую жизнь: зарплата выдается независимо от успешности работы. Карманные деньги – это не премия, это всего лишь оговоренная заранее зарплата.
  3. Школьник должен знать достаток семьи, чтобы сумма, выданная ему на расходы, была обоснована.

Остальные условия на усмотрение родителей (контроль, целевое использование и проч.)

© 2024 vip-isp.ru -- Первый портал о финансовых рынках